Первые упоминания о промышленном производстве очков из пластмассы относятся к 20-м годам XX века. До этого новые материалы, в частности очень популярный целлулоид, использовались в основном как покрытия для металлических деталей оправ, прежде всего для наконечников заушников. Вначале оправы из пластмассы предназначались преимущественно для женщин, в их форме и расцветке использовались цветочные мотивы и мягкие формы. Хотя в 30-е годы их производство увеличилось, по- настоящему модными пластмассовые очки стали лишь после Второй мировой войны, когда всемирную популярность завоевала модель Wayfarer (путник) легендарной марки Ray-Ban. Стильные и легкие солнцезащитные очки полюбили миллионы людей во всем мире. И, конечно, среди пластмасс одним из лидеров сразу стал ацетат целлюлозы.
Высокая степень популярности очков из пластмассы отмечалась и в 60-е годы – яркие цвета и причудливые формы, не свойственные в то время металлическим моделям, как нельзя лучше подходили стилю «детей цветов», которые предпочитали любовь и музыку политике и войне. И все же на протяжении этого периода пластмассы в основном предназначались для изготовления солнцезащитных очков, в то время как оправы оптики по-прежнему предпочитали делать из металла. Эта тенденция сохранялась и в 70-е годы, когда появилась некая дихотомия: с одной стороны, роскошные женщины в духе Джеки Кеннеди в крупных солнцезащитных пластиковых очках, с другой – интеллектуал (например, ботаник) в круглой металлической оправе.
Перемены начинаются в 80-е годы, когда и у оптиков, и у потребителей появляется понимание того, что очки не должны быть уродующим лицо медицинским протезом: они должны дополнять, а не ухудшать внешний вид. К этому моменту в сознании общества уже давно существует стереотип: «Все пластмассовые вещи дешевы, недолговечны и по качеству заведомо уступают тем же изделиям, изготовленным из металла». Очки же постепенно переходят из категории медицинских товаров, на которых многие привычно экономят, в категорию товаров престижа. То есть люди хотят приобрести вещь, которую и они сами, и окружающие будут считать дорогой и стильной. Это вызывает резкое падение интереса к очкам из пластмассы, которые в этот период составляют не более 20% рынка очковой оптики.
Ситуация меняется с приходом на рынок дизайнеров-новаторов, которые предлагают новую оптическую моду, позволяющую подчеркнуть индивидуальность. Большинство из них, прежде всего Алан Микли (Alain Mikli), а затем и такие художники, как Фредерик Босолей (Фредерик Босолей), Лоранс Лафон (Laurence Lafont) и многие другие, решительно выбирают «своим» материалом ацетат целлюлозы. То, что они делают – фрезерованные оправы необычных, часто экстравагантных форм и ярких цветов, – радикально отличается от мэйнстрима того времени. Постепенно образованные этими дизайнерами небольшие компании завоевывают свое место на рынке, и их изделия становятся сначала объектом любопытства, а потом и объектом культа для жертв моды. Теперь во многом именно такие новаторские очки определяют модные тенденции и пути развития отрасли. Параллельно меняются технологии и отношение к ним: оправу из ацетата целлюлозы, выточенную на станке с программным управлением и подвергнутую многочисленным операциям на различных стадиях обработки с высокой степенью применения дорогого ручного труда, уже никто не может назвать дешевым товаром. Поэтому такие очки приобретают статус эксклюзивности, и обладание ими ставит носителя в ряд законодателей моды. Эта ситуация сохраняется и в настоящее время, хотя и сейчас тем, кто работает с такими очками, приходится объяснять клиентам, из чего складывается их достаточно высокая цена.
Поделиться ссылочкой:
Tweet