В присутствии нарисованных глаз люди ведут себя лучше.

В присутствии нарисованных глаз люди ведут себя лучше.

Альтруистическое поведение людей сильно зависит от степени анонимности ситуации: любой намек на то, что за человеком кто-то наблюдает, повышает вероятность альтруистических поступков. Эксперименты, проведенные японскими психологами, показали, что этот эффект (по крайней мере в некоторых ситуациях) связан не со страхом наказания, а с надеждой на «награду», то есть на улучшение своей репутации.

Известен целый ряд механизмов, ведущих к развитию альтруистического поведения в ходе эволюции (см.: Эволюция кооперации и альтруизма). Люди, однако, иногда совершают поступки, труднообъяснимые с позиций таких классических теорий, как родственный отбор (мы помогаем далеко не только родственникам), реципрокный, или взаимный, альтруизм (мы иногда совершаем добрые поступки по отношению к людям, которые заведомо не смогут нам отплатить той же монетой) или различные «модернизированные» версии теории группового отбора, такие как гипотеза о сопряженной эволюции парохиального альтруизма и войн (см.:Межгрупповые войны — причина альтруизма?, «Элементы», 05.06.2009). Некоторые альтруистические акты не приносят пользы ни генам жертвователя, ни группе, к которой он принадлежит. Типичный пример — пожертвования в фонд помощи голодающим детям какой-нибудь далекой страны. Могут ли быть у такого поведения эволюционные корни?

По-видимому, всё-таки могут. Специальные исследования показали, что в такой ситуации жертвователя, как ни странно, мало волнует, дойдет ли его пожертвование до адресата. Он не проявляет особого интереса к тому, насколько эффективно работает благотворительный фонд, в который он вносит деньги, и какая доля собранных средств уйдет на содержание самого фонда и накладные расходы. С другой стороны, жертвователь, как правило, хочет, чтобы о его поступке узнали окружающие — те, от чьего мнения зависит его социальный статус. А также особи противоположного пола, на которых он хотел бы произвести благоприятное впечатление.

Такой механизм мотивации альтруистических поступков называют непрямой реципрокностью. Выигрыш в данном случае достигается не за счет прямой отдачи по принципу «ты мне, я тебе», как при обычной реципрокности, а за счет демонстрации окружающим собственных качеств, ценимых особями противоположного пола и обществом в целом. В случае пожертвований, например, демонстрируются доброта, щедрость и материальная обеспеченность.

Прочувствовав важность вопросов репутации, психологи стали организовывать эксперименты таким образом, чтобы полностью исключить любой намек на возможность какой бы то ни было реципрокности — как прямой, так и косвенной. Для этого экспериментальную ситуацию стали делать максимально «анонимной». Испытуемых всеми способами убеждали, что никто никогда не узнает об их поведении в ходе эксперимента и что ни о каком «наказании» или «награде» не может быть и речи.

Однако даже в условиях полнейшей анонимности люди всё равно продолжали (хотя и далеко не столь активно) совершать альтруистические поступки. Например, в тесте «Диктатор» (см. Dictator game) при соблюдении строгой анонимности многие испытуемые добровольно отдают часть полученных от экспериментаторов денег незнакомому и невидимому «партнеру» (которого обычно в таких экспериментах вовсе не существует, хотя испытуемый об этом не знает). О тесте «Диктатор» рассказано в заметке Найден ген, влияющий на склонность к добрым поступкам («Элементы», 21.05.2009).

В поисках причин подобных «необъяснимых» альтруистических актов психологи обнаружили, что сделать ситуацию по-настоящему анонимной в действительности не так-то просто. Похоже, люди просто не в состоянии до конца поверить, что их поступок не будет иметь никаких социальных последствий. Даже самые слабые, косвенные напоминания о возможности того, что за их действиями наблюдают, резко повышают склонность людей к альтруизму.

В 2005 году американские психологи обнаружили (см. Haley, Fessler, 2005), что люди, проходящие в условиях полной анонимности тест «Диктатор», ведут себя более просоциально (альтруистично), если на рабочем столе компьютера присутствует стилизованное изображение двух глаз (см. рисунок). Доходит до смешного: как показали дальнейшие исследования, достаточно разместить где-то в интерьере три точки, расположенные в виде перевернутого треугольника (...), чтобы испытуемые начали вести себя более альтруистично по сравнению с контрольной ситуацией, когда точки расположены наоборот (...).

В новой статье, опубликованной на сайте журнала Evolution and Human Behavior, японские исследователи попытались сделать следующий шаг в изучении этого удивительного эффекта. Они хотели, во-первых, воспроизвести результаты Хейли и Фесслера (такие нетривиальные результаты полезно лишний раз воспроизвести), во-вторых — выяснить, что же побуждает людей вести себя более альтруистично при малейшем намеке на то, что об их поступке кому-то станет известно: страх наказания, надежда на награду или то и другое вместе?

В исследовании приняли участие 62 добровольца — студенты университета Киото. Человеку говорили, что он будет играть в «Диктатора» с каким-то другим добровольцем, который никогда не узнает, кто был его партнером. Сначала тянули жребий, чтобы определить, кто из двоих будет выступать в роли диктатора, а кто будет пассивной принимающей стороной. Результаты жребия были подстроены так, чтобы все участники оказались «диктаторами». Затем испытуемого отводили в звукоизолированную комнату, где были только стол и стул, и оставляли там одного на минуту. Затем в комнату входил экспериментатор, вручал испытуемому пустой конверт, 7 монет по 100 иен (в сумме это соответствует примерно 9 долларам США) и листок с инструкциями. После этого экспериментатор снова оставлял испытуемого в одиночестве.

В инструкции говорилось, что диктатор, если хочет, может поделиться деньгами с «партнером». Монеты, причитающиеся партнеру, нужно положить в конверт и оставить на столе, а остальные оставить себе. Поделив деньги по своему усмотрению, испытуемый выходил из комнаты, а другой экспериментатор (который не встречался с испытуемым) входил туда через другую дверь и забирал конверт. Таким образом, всё было подстроено так, чтобы обеспечить максимальную анонимность: даже экспериментаторы как бы не знали, кто из добровольцев сколько денег пожертвовал своему партнеру.

На столе в звукоизолированной комнате стояло маленькое зеркальце, накрытое куском коричневой ткани. В половине случаев на ней были изображены «глаза Гора», такие же, как в экспериментах Хейли и Фесслера, в половине тряпочка была без рисунка. Таким образом, было создано две экспериментальные ситуации — «с глазами» и «без глаз».

Участники отдали «партнеру» больше денег (в среднем 330 иен) в ситуации «с глазами», чем в ситуации «без глаз» (239 иен). Женщины в «безглазой» ситуации оказались чуть щедрее мужчин (247 против 231), а в присутствии глаз результат оказался обратным: женщины отдали партнеру в среднем 306 иен, мужчины — 362.

Уровня статистической значимости достигли лишь различия между двумя экспериментальными ситуациями: нарисованные глаза достоверно повысили щедрость участников. Тем самым был еще раз подтвержден эффект, обнаруженный Хейли и Фесслером 6 лет назад.

Различия между полами «не дотянули» до уровня значимых, потому что выборка была слишком маленькой, но всё-таки они направлены в «правильную» сторону. Предполагается, что в первобытных коллективах мужская кооперация была более важна, чем женская (совместная охота на крупного зверя, совместный отпор врагам). Поэтому не исключено, что мужчины под действием отбора стали несколько более чуткими к вопросам репутации, чем женщины. Возможно, этим и объясняется тот факт, что нарисованные глаза сильнее повлияли на мужскую, чем на женскую щедрость.

После «игры» каждому участнику пришлось заполнить анкету из 17 пунктов, чтобы исследователи могли разобраться, какие соображения и чувства повлияли на решение, принятое «диктатором». Часть вопросов в анкете касалась опасений участника, что кто-то подумает о нём плохо, если он выделит партнеру слишком мало денег. Другие вопросы были связаны с надеждами на то, что кто-нибудь узнает о том, как хорошо поступил испытуемый, и это пойдет на пользу его репутации. Кроме того, все участники прошли набор стандартных психологических тестов, используемых психологами для классификации человеческих характеров (см.: Большая пятерка).

Собранные данные подвергли сложному статистическому анализу с использованием метода главных компонент. В итоге выяснилось, что только компонента, связанная с надеждой на улучшение своей репутации, коррелирует с влиянием нарисованных глаз на щедрость. Глаза, по-видимому, не подействовали на чувства и соображения, связанные со страхом осуждения. Под взглядом Гора люди подсознательно надеялись, что об их добром поступке кому-то станет известно и это улучшит их репутацию.

Конечно, для окончательных выводов нужно провести еще много подобных исследований. Вполне возможно, что, если бы авторы использовали вместо глаз Гора какие-нибудь более строгие или гневные глаза, результаты получились бы несколько иными.

Так или иначе, исследование еще раз подтвердило, что полностью убрать из экспериментальной ситуации элемент непрямой реципрокности едва ли возможно. В конце концов, в реальной жизни палеолитический человек вряд ли когда-нибудь мог быть абсолютно и безоговорочно уверен в том, что о его поступке никто не узнает. И современный тоже. Какая-то доля сомнения в анонимности ситуации всегда остается, и эти сомнения, очевидно, в значительной мере подпитывают наше «врожденное нравственное чувство».

В связи с этим можно вспомнить также эксперименты, в которых было показано, что религиозные люди в экономических играх ведут себя более просоциально, если перед игрой их знакомят с текстом, где упоминается что-нибудь божественное. Точно такой же эффект на всех людей, независимо от их религиозности, оказывает напоминание о светских институтах, контролирующих законность и мораль (см.: Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?, «Элементы», 28.10.2008).

Источник: Ryo Oda, Yuki Niwa, Atsushi Honma, Kai Hiraishi. An eye-like painting enhances the expectation of a good reputation // Evolution and Human Behavior. 2011 (article in press).

См. также:
Kevin J. Haley, Daniel M. T. Fessler. Nobody’s watching? Subtle cues affect generosity in an anonymous economic game (PDF, 163 Кб) // Evolution and Human Behavior. 2005. V. 26. P. 245–256.

Александр Марков

Поделиться ссылочкой:

Рассказать в ЖЖ

Новые поступления

Ballet 23018

Ballet 23018
Май 2020

1200 грн


Tony Morgan 3191

Tony Morgan 3191
Апрель 2020

1200 - 25% грн


Provision 2407

Provision 2407
Апрель 2020

2300 грн


Guess 7513

Guess 7513
Апрель 2020

4500 грн


MO 315

MO 315
Апрель 2020

3000 грн


Osse 2164

Osse 2164
Апрель 2020

3600 - 50% грн


Helen Rocha 7010

Helen Rocha 7010
Апрель 2020

3000 грн


Vento 7004

Vento 7004
Апрель 2020

1500 грн


Grand 17121

Grand 17121
Апрель 2020

1500 грн


Diesel 0055

Diesel 0055
Апрель 2020

4000 грн


Tony Morgan 0007

Tony Morgan 0007
Апрель 2020

1200 - 25% грн


Andy Wolf 5023

Andy Wolf 5023
Апрель 2020

7000 грн


Guess 7448

Guess 7448
Апрель 2020

4100 грн


Nomad 2747

Nomad 2747
Март 2020

4200 грн


Diesel 5045

Diesel 5045
Март 2020

4500 грн


Ic! berlin 50

Ic! berlin 50
Март 2020

8000 грн


Mexx 6227

Mexx 6227
Март 2020

2500 грн


Baldinini 1471

Baldinini 1471
Март 2020

6000 грн


Guess 1889

Guess 1889
Март 2020

4500 грн


Marius Morel 2814

Marius Morel 2814
Март 2020

4200 грн


Mustang 6647

Mustang 6647
Март 2020

3200 грн


Optelli 10859

Optelli 10859
Март 2020

1100 грн


Tony Morgan 3244

Tony Morgan 3244
Март 2020

1200 - 25% грн


Baldinini 1731

Baldinini 1731
Март 2020

8000 грн


Provision 2702

Provision 2702
Март 2020

2300 грн


Nomad 2883

Nomad 2883
Февраль 2020

4000 грн


Andy Wolf 5050

Andy Wolf 5050
Февраль 2020

7830 грн


Lightec 7756

Lightec 7756
Февраль 2020

4300 грн


Missoni 331

Missoni 331
Февраль 2020

6000 грн


M.Optik 26912

M.Optik 26912
Февраль 2020

1500 грн