Обесцвечивание
«Все гораздо проще, чем кажется, — успокоил меня самый большой специалист по очкам Oakley Денис Жук. — Специализированные линзы пока бывают только двух видов — для гольфа и стрельбы». Стрелковый фильтр G26 убирает из видимого спектра зеленый цвет, преобладающий в лесу. Аналогично гольфовый фильтр VR28, без которого не выходит на поле Давид Дювал, убирает голубой и зеленый цвета: маленький белый мяч для гольфа постоянно находится на фоне либо синего неба, либо изумрудного поля, без этих цветов проследить за ним легче. Третий классический фильтр — ярко-желтый полностью вычищает синий (за что его иногда называют Blue-blocker). Такие очки идеальны для поездок в автомобиле или пробежек в сумерки. Подобным же образом действуют и другие контрастные фильтры: они убирают преобладающий цвет — как правило, голубой или зеленый. За счет этого все остальные цвета видятся гораздо ярче и контрастнее.
Блокировка
Разобравшись с контрастом, перейдем к более важному свойству очков — защитному. Из всего спектра невидимого глазом излучения линзы в обязательном порядке должны блокировать лишь один тип лучей — ультрафиолет. Если очки не защищают от него на 100%, это брак, который не стоит внимания. По пропусканию остального света фильтры делятся на 5 классов — от 0 до 4. Нулевой класс практически не задерживает свет и рекомендован для ношения в помещениях и сумерках. Первый класс — для облачной погоды. Есть такое специфическое понятие, как солнечная погода в Украине — для нее специально выпускают солнцезащитные очки класса защиты 2. Для солнечной погоды, например, в Средиземноморье или для пребывания в горах выпускают фильтры 3-го класса — кстати, наиболее распространенные в мире. Самые экстремальные очки, с фильтрами 4-го класса, делают единичные компании — например, Adidas. Это альпинистские модели для восхождений, и в них запрещено не то что управлять транспортным средством, но и даже заниматься активными видами спорта.
На треть увеличивается стоимость очков, если фильтры вдобавок и поляризационные. Такие линзы убирают отраженный свет, и в обычной жизни от них пользы мало. А вот в горах и на пляже свет до 30% отраженный и поляризованный. Особенно на больших поверхностях снега или мокрого песка (он, как ни странно, отражает сильнее обычной воды). Поэтому в горах идеальное сочетание — поляризационные фильтры 3-го класса.
Если кто внимательно смотрит спортивные передачи, особенно по экстремальным видам, то наверняка заметил, что у многих спортсменов линзы носят неестественный металлический оттенок. Например, Oakley для этого напыляет при помощи высокотемпературной плазмы иридиевую пленку толщиной от 6 до 12 микрон. В зависимости от добавок линзы приобретают разнообразные металлические оттенки. Хитом прошлогоднего сезона были ярко-синие цвета.
В этом году мода сместится в сторону огненных и красных цветов. Но, кроме красоты, металлическое напыление никакого практического смысла не имеет.
Оправа
Требования к спортивным оправам просты — очки не должны спадать. При покупке надо сильно потрясти головой: если очки не упали — значит, все в порядке. Признак стопроцентно спортивных оправ — нескладывающиеся дужки. Конструкция получается более легкой и плотно сидящей. Долгое время меня интриговали очки, у которых по периметру линз были проделаны небольшие отверстия. Оказалось, что это специальная модель для экстремальных водных видов спорта — например, вейкбординга. А дырочки нужны для того, чтобы при ударе на скорости о воду линзы не влетели в глазные впадины. Если же отверстия расположены не в линзах, а по периметру оправы, то это для улучшенной вентиляции на скорости, что помогает бороться с запотеванием, например, в горах. Однако кардинальное решение для гор — все-таки горнолыжные маски.
Оправы масок давно уже делаются из гибкого полиуретана. Поэтому достать из них линзы не проблема, тем более что практически любой производитель предлагает их великое множество. Это вводит в соблазн — купить одну оправу, а под нее комплект-другой линз: одни — темные, для яркого солнца, вторые — желтые, для снегопада. Решение неверное, хотя все действия производителей диктуют именно его. Стоимость запасных линз сравнима со стоимостью маски в сборе. И никакой мороки с заменой.
А гибкой оправу делают для максимально плотного прилегания маски к лицу: только так можно избежать запотевания. Для этого же в хороших моделях используют до трех слоев уплотнителя, от поролона до флиса.
Масочные линзы значительно сложнее тех, что применяются в очках. Для борьбы с запотеванием их делают двойными, а герметичное пространство между слоями заполняют инертным газом. Чем-то технология напоминает хорошо знакомые стеклопакеты. На внутреннюю сторону линз наносится нежный незапотевающий слой на основе желатина — во время катания он поглощает влагу и при этом размягчается. Поэтому, если после падения пытаться протереть линзы изнутри, на них останутся хорошо заметные царапины. Именно оттого производители настойчиво рекомендуют внутреннюю поверхность только слегка промакивать специальной мягкой тряпочкой.
Маски с моторчиком
Как бы герметично ни сидела маска, если стоять на месте, она немедленно запотевает: вентиляция работает только в движении. Парадокс заключается в том, что маску нельзя также поднимать на шлем или лоб: там она запотевает еще быстрее. Я, на самом деле, так до сих пор и не знаю, где должна быть маска, если стоишь на месте. Исключение составляют экзотические горнолыжные маски компании Smith, которая в серии Turbo C. A.M. встраивает в оправу самый настоящий электрический вентилятор. Выглядит действительно круто, а жужжащий моторчик над переносицей гарантированно обеспечивает внимание всей очереди на подъемник. Вещь, безусловно, пижонская — у настоящих райдеров такой прибор не обнаружишь.
И последнее, что нужно знать о масках, — они бывают цилиндрическими и сферическими. Старые цилиндрические могут обеспечить точное зрение только по горизонтали, за счет изгиба линзы и толщины фильтра. Но дело в том, что все зимние маски используются в гравитационных видах спорта — когда едешь, и довольно быстро, сверху вниз. И здесь самая важная плоскость не горизонтальная, а вертикальная: важно точно определить расстояния и размеры препятствий. Вот тут и помогают сферические линзы.
Меня можно упрекнуть, что я рассказал про технологии практически одной компании — Oakley. Но это все равно, как обижаться на то, что технологии «Формулы-1» показывают на примере Ferrari. Кстати, Михаэль Шумахер катается как раз в Oakley. Правда, не в маске, а в очках. Но для него горизонталь важнее вертикали. Чего не скажешь о нас.
Поделиться ссылочкой:
Tweet