Цветовая слепота.

 

Дальтонизм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений в 1794 году.

Дальтон занимался оптикой и химией, но обнаружил свой дефект благодаря увлечению ботаникой. То, что он не мог отличить голубой цветок от розового, он объяснял путаницей в классификации цветов, а не недостатками его собственного зрения. Он заметил, что цветок, который днём, при свете солнца, был небесно-голубым (точнее, того цвета, который он считал небесно-голубым), при свете свечи выглядел тёмно-красным. Он обратился к окружающим, но никто такого странного преобразования не видел, за исключением его родного брата. Таким образом Дальтон догадался, что с его зрением что-то не так и что проблема эта наследуема.

Источник версии про серый (бордовый) пиджак Дальтона найти не удалось.

- Дальтоники делятся на дихроматиков (не различают красный цвет = протанопия, зеленый = дейтеранопия, фиолетовый = тританопия) и монохроматиков (видят все в оттенках серого).

- Вопреки расхожему мнению, собаки — не моно-, а дихроматики. См. соответствующую статью на нашем сайте.

- Наибольший процент дальтоников зарегистрирован в Чехии и Словакии, в то время как на островах Фиджи и среди бразильских индейцев дальтоников практически нет.

- Монохроматия палочек (ахроматопсия) – наследственное заболевание, при котором сетчатка не содержит колбочек, поэтому кроме отсутствия способности различать цвета, у человека ухудшается зрение при дневном освещении. Ахроматопсия встречается редко, и распространена в основном среди жителей острова Пингелеп (Pingelap), штат Понпеи, Микронезия. Это расстройство местные жители называют маскун (maskun): около 10% жителей этого острова больны и примерно 30% - носители.

- Монохроматия колбочек - это расстройство, при котором есть и палочки, и колбочки, но вид колбочек у больного человека - только один. У палочковых монохроматов острота зрения в норме, колбочки способны реагировать на свет, но человек цвета различать не может из-за нарушения передачи сигнала в головной мозг.

- Считается, что история, связанная с экспертизой цветного зрения, началась в 1875г., когда в Швеции около маленького городка Лагерлунд произошло крушение поезда, повлекшее за собой большие жертвы. Катастрофа оказалась следствием того, что машинист не различал красный цвет. Это несчастье послужило толчком к тому, что при приеме на транспортную службу стали в обязательном порядке оценивать цветоощущение.

- Наследственный дальтонизм поражает 8% мужчин и 0,5% женщин (т.е. на 1000 человек приходится в среднем по 43 дальтоника — из расчета соотношения мужчин и женщин 50/50)

- Лишь 1% всех дальтоников — монохроматики, т.е. приблизительно 1 из 2325 человек.

- Дальтонизм передается в основном по женской линии, от матери-носителя гена к сыну, в результате чего в двадцать раз чаще проявляется у мужчин, имеющих набор половых хромосом XY. Монохроматизм не сцеплен с полом, поэтому им одинаково часто болеют и мужчины, и женщины.

- Потерять цветоощущение можно и после черепно-мозговой травмы, перенеся тяжелый грипп, инсульт или инфаркт.

- Интересно, что создатели американского телесериала «Секретные материалы» использовали тему дальтонизма. В одной из серий некие злоумышленники через телетрансляторы с помощью закодированных цветовых сигналов воздействовали на телезрителей так, что те вели себя неадекватно и совершали немотивированные убийства. Даже агент Скалли попала под это воздействие, и только Малдер, который оказался дальтоником, смог ему противостоять. «Я слеп на красный и зеленый цвета», – заявил Малдер и продемонстрировал галстук своеобразной расцветки. Как же его приняли на работу в ФБР, ведь все агенты проходят строгие визуальные тесты? Очевидно, Малдер воспринимал красный и зеленый как один цвет, но отличал их от остальных. В другой серии суперагент безошибочно выбрал зеленую рубашку в шкафу, еще в одном фильме сериала, просматривая видеозапись, он правильно назвал цвет «крови» пришельца – зеленый. У таких людей уже в раннем возрасте мозг учится различать оттенки недоступных им цветов так же, как у обычного человека, например, светло-серый и темно-серый тона.

- Синий цвет безошибочно воспринимает большинство людей — интерфейсы многих программ выполнены преимущественно в этом цвете неслучайно. Так же существуют таблицы «правильных цветов».

- Возможность того, что среди художников были и есть дальтоники, указывает в своей книге «An eye for painting» («Глаз для рисования») Филипп Лантони. Это предположение подтверждается как сведениями из истории живописи, так и исследованиями. При диагностике зрения 342 художников из Дрездена, проведенной в 1978 году немецким офтальмологом Вольфгангом Мюнховым (Wolfgang Munchow), обнаружено, что 31 обследуемый имел цветовую слепоту, причем 17 из них отказались от цветной живописи и перешли к графике. Количество дальтоников среди представленной выборки художников составило 9%, что практически совпадает со средним числом случаев дальтонизма в популяции – 8% среди мужского населения стран Европы.

В истории искусств имеются упоминания о наличии дефектов цветовосприятия у художников. Так, известен рассказ Джорджио Вазари о флорентийском художнике Баччио Бандинелли (Baccio Bandinelli, 1493–1560): Баччио нарисовал картон «Снятие с креста» и начал его раскрашивать… Микеланджело пришел посмотреть на его работу и был поражен, так как черно-белые рисунки Баччио были очень красивы, но цвета для картины были подобраны грубо. В дальнейшем Баччио Бандинелли отказался от применения цветных красок и нанимал молодого художника, который очень хорошо распознавал и использовал цвета.

Похожую историю рассказывал аббат Ланци о венецианском художнике Николо Бамбини (Nicolo Bambini, 1651–1736): он хорошо знал о своих недостатках при подборе цветов, поэтому запрещал своим ученикам копировать собственные работы. Для придания большей яркости своим картинам Бамбини нанимал генуэзского художника Кассану (Cassana).

Но наиболее известным художником-дальтоником является француз Шарль Мерион (Charles Meryon, 1821–1868). Он был морским офицером и плавал по всему свету на корвете «Рейн». Под впечатлением удивительной красоты пейзажей островов Океании и Новой Зеландии Мерион начал рисовать. В 25 лет он оставил флот и решил посвятить себя живописи. Мерион знал о своем дефекте восприятия цветов и неоднократно упоминал о нем в письмах друзьям и родным. Так, в письме к Фоли (Foley) художник пишет: «У меня определенно имеется дефект в организации зрения, проявляющийся в том, что я путаю цвета, которые хорошо различают все, в особенности желтый и красный». В письме отцу Мерион также рассказывает о проблемах с цветовосприятием: «Я только что начал писать акварелью и доволен прогрессом, хотя у меня имеется какой-то внутренний дефект зрения, который заставляет меня путать некоторые цвета, особенно если они разбавлены. Надеюсь, что привычка и практика помогут мне избавиться от этого порока» . Испытывая трудности с различением красного и желтого цветов, художник пытается обойти свой недостаток, напирая на синие и желтые цвета, а потом уходит из живописи, сначала в рисунок, а потом в гравюру. Его офортами с видами Парижа восхищались Гюго, Бодлер, Ван Гог и многие другие... «Мой дефект зрения таков, что я предпочитаю красоты черно- белых гравюр с их градацией серого ярким краскам живописных полотен», – признавался художник .

Многие исследователи отмечают сумрачный осенний колорит пейзажей известного английского художника Джона Констебля (John Constable, 1776–1837). В своей книге Филипп Лантони приводит слова некоего Фуселли: «Где мое теплое пальто? Я собираюсь смотреть картины мистера Констебля». Офтальмолог Морли высказывает мнение, что Констебль был дальтоником, а преобладание оттенков коричневого и желтого в работах художника обусловлено его плохим восприятием синего и голубого.

На полотнах Винсента Ван Гога много желтого цвета. Специалисты утверждают, что такое пристрастие к желтому цвету, который появляется кстати и некстати, объяснялось тем, что Ван Гог нечетко различал цвета – был дальтоником.

Все исследователи творчества гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) обращают внимание на то, что он работал в серо-жемчужной гамме. Художник то создает нежные перламутровые цветосочетания, как на картине «Царевна- Лебедь» (1900), то погружается в таинственные сочетания светлой зелени и лиловых цветов, как на картине «Сирень» (1900), то выполняет работу в сдержанной серо-охристой гамме, как на картине «Пан» (1899). Отсутствие в его палитре ярких оттенков красного и зеленого психологи долгое время объясняли мрачным складом характера живописца. Более внимательно проанализировав цветовой состав картин Врубеля, ученые пришли к выводу, что дело не в пессимизме, а в дальтонизме, хотя некоторые считают это утверждение спорным.

В качестве примеров приобретенного дальтонизма, возникшего из-за возрастных изменений или болезней, нередко приводят творчество позднего периода таких живописцев, как Репин и Саврасов. Известно, что гениальный русский художник Илья Ефимович Репин (1844–1930) уже в преклонном возрасте попытался отреставрировать свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Однако окружающие обнаружили, что из-за нарушения цветового зрения Репин сильно исказил цветовую гамму собственной картины, и его работу пришлось прервать. Реставрация потребовалась из-за того, что в январе 1913 года в Третьяковской галерее молодой человек Абрам Балашов, по профессии иконописец, из старообрядцев, изрезал ножом это полотно. Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного – от середины виска, пересекая ухо, до плеча, второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, третий – повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного. Приехав в Москву 17 января, Репин немедленно пошел в Третьяковскую галерею и сам заново переписал голову Ивана Грозного. Вот что рассказывает Игорь Грабарь, назначенный в это время попечителем Третьяковской галереи: «Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, и увидел ее, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совершенно новая, только что свеже написанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя – краски могли к утру значительно затвердеть. Узнав, что Репин писал на керосине – он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, – я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года... Мы с Д. Ф. Богословским остановились... именно на восстановлении при посредстве акварельных красок, что и произвели в течение недели. Восстановить его удалось только благодаря наличию превосходных фотографий с деталей, снятых до поранения и увеличенных до размеров оригинала» .

Отец русского пейзажа Кондратий Артемьевич Саврасов (1830–1897), автор знаменитой картины «Грачи прилетели» (1871), переболев тяжелым инфекционным заболеванием, под конец жизни перестал различать цвета и последние свои творения писал по воспоминаниям.

Из современных российских художников дальтоником является Виктор Александрович Чижиков (родился 26 сентября 1935 года в Москве) – народный художник России, многолетний иллюстратор журналов «Вокруг света» и «Мурзилка», автор талисмана XXII летних Олимпийских игр в 1980 году – медвежонка Мишки. Его коллега Леонид Сергеев пишет: «Чижиков – неиссякаемый на выдумки рисовальщик юморист и уникальный, единственный в своем роде, художник – он дальтоник (ему жена под красками обозначала цвета), но он годами боролся со своим недугом и в конце концов победил – научился чувствовать цвет» .

Итак, дефект цветового зрения не помешал художникам писать замечательные картины, отражающие свойственное им цветовосприятие окружающего мира, отличное от видения других людей. А как изменилось бы их творчество, если бы цветовую слепоту можно было излечить, и возможно ли это?

 

 

Поделиться ссылочкой:

Рассказать в ЖЖ

Новые поступления

Ballet 23018

Ballet 23018
Май 2020

1200 грн


Tony Morgan 3191

Tony Morgan 3191
Апрель 2020

1200 - 25% грн


Provision 2407

Provision 2407
Апрель 2020

2300 грн


Guess 7513

Guess 7513
Апрель 2020

4500 грн


MO 315

MO 315
Апрель 2020

3000 грн


Osse 2164

Osse 2164
Апрель 2020

3600 - 50% грн


Helen Rocha 7010

Helen Rocha 7010
Апрель 2020

3000 грн


Vento 7004

Vento 7004
Апрель 2020

1500 грн


Grand 17121

Grand 17121
Апрель 2020

1500 грн


Diesel 0055

Diesel 0055
Апрель 2020

4000 грн


Tony Morgan 0007

Tony Morgan 0007
Апрель 2020

1200 - 25% грн


Andy Wolf 5023

Andy Wolf 5023
Апрель 2020

7000 грн


Guess 7448

Guess 7448
Апрель 2020

4100 грн


Nomad 2747

Nomad 2747
Март 2020

4200 грн


Diesel 5045

Diesel 5045
Март 2020

4500 грн


Ic! berlin 50

Ic! berlin 50
Март 2020

8000 грн


Mexx 6227

Mexx 6227
Март 2020

2500 грн


Baldinini 1471

Baldinini 1471
Март 2020

6000 грн


Guess 1889

Guess 1889
Март 2020

4500 грн


Marius Morel 2814

Marius Morel 2814
Март 2020

4200 грн


Mustang 6647

Mustang 6647
Март 2020

3200 грн


Optelli 10859

Optelli 10859
Март 2020

1100 грн


Tony Morgan 3244

Tony Morgan 3244
Март 2020

1200 - 25% грн


Baldinini 1731

Baldinini 1731
Март 2020

8000 грн


Provision 2702

Provision 2702
Март 2020

2300 грн


Nomad 2883

Nomad 2883
Февраль 2020

4000 грн


Andy Wolf 5050

Andy Wolf 5050
Февраль 2020

7830 грн


Lightec 7756

Lightec 7756
Февраль 2020

4300 грн


Missoni 331

Missoni 331
Февраль 2020

6000 грн


M.Optik 26912

M.Optik 26912
Февраль 2020

1500 грн