Со времени окончания Первой мировой войны и до 1930-х гг. японская авиация находилась под влиянием французской, английской, американской авиационной промышленности. За этот период японские вооруженные силы могли получить и опробовать различные элементы европейского летного снаряжения, прежде чем перейти к разработке и выпуску собственных образцов.
С 1939 по 1945 гг в Японии были распространены очки типа «кошачий глаз».
До того как в Японии проявился вызванный войной недостаток ресурсов, очки для летчиков морской авиации выпускали компании Такашимая и MAN (сокращение от Маньчжурии, где располагались заводы оптики). При этом существовали и другие компании, производившие очки: например, Митсубиси и Аомицу. Однако по сей день не подтверждена теория, что они выпускали летные очки только для армии, или только для сухопутной, или только для морской авиации.
Вероятно, продукция компании MAN была наиболее типичным образцом очков для морской авиации. Это мнение основывается на том, что очки MAN упаковывались в специфические картонные коробки овальной формы с нанесенными золотой краской изображениями якоря и пропеллера и иероглифической надписью, которая переводилась как «очки типа орлиный глаз». В верхних углах очков, между болтами, фиксировавшими ремешок, имелись рельефные буквы MAN под символом Асахи (восходящего солнца): полукруга с семью лучами. Очки фирмы MAN имели оправу из алюминия, цвет которой варьировался от светло- до темно-коричневого или от светлого крапового до блестящего полированного красно-коричневого. К внутренней стороне оправы вручную пришивалась темно-коричневая бархатистая подкладка. К наружным краям оправы крепились металлические кольца, а к ним кожаной лентой прикреплялся эластичный коричневый или краповый ремешок очков.
Оправа очков, выпускавшихся другими производителями, могла быть различных цветов: тускло-алюминиевой, платиновой, коричневой, краповой или черной. Мягкие матерчатые подкладки встречались белого, коричневого и зеленого цвета.
Гнутые двойные линзы для каждого глаза крепились между алюминиевой оправой и бархатистой подкладкой. Между линзами плотно зажимался прозрачный пластик, вырезанный по их форме. Такое использование пластика было первой в Японии попыткой повысить безопасность очков в случае их повреждения.
С 1939 по 1945 г. в морской авиации Японии применялось семь вариантов летных очков типа «кошачий глаз». Это были стандартные прозрачные очки (темная оправа и подкладка); очки, выпускавшиеся на заказ (светлая металлическая оправа и белая подкладка); очки с линзами янтарного оттенка; с зелеными линзами; с меховой маской; с электрообогревом; и экспериментальные незапотевающие очки.
Стандартные очки с прозрачными линзами.
Стандартные очки с прозрачными линзами выпускались как для армейской, так и для морской авиации. Они снабжались алюминиевой оправой, бархатистой подкладкой и двойными стеклянными линзами с прокладкой из пластика. Пилоты надевали очки в основном при взлете и посадке, чтобы защитить глаза как от пыли и частиц почвы, так и от сильного ветра. Также очки защищали глаза от сквозняков. Бывшие пилоты японской морской авиации Сакаи Сабуро и Комати Садаму вспоминали, что в полете очки надевали только при необходимости. По их словам, летные очки хотя и были необходимы, но все же затрудняли зрение и ограничивали боковой обзор.
Тем не менее, по словам Сакаи, в тропиках, в частности в Рабауле, пилоты поневоле несли с собой грязь на подошвах обуви. Во время полета при резких маневрах самолета высохшая на жаре грязь превращалась в пыль, которая попадала в глаза. В результате в подобных условиях использование очков становилось необходимостью.
Сакаи также вспоминал, что он не надевал очки во время «собачьих драк» истребителей, но делал это, когда атаковал вражеские бомбардировщики. Он делал это, поскольку стрелки бомбардировщиков имели возможность вести огонь назад, и пилот надеялся защитить таким образом глаза от осколков.
По воспоминаниям Сакаи, в начале войны, если его очки повреждались при использовании, ему нужно было всего лишь зайти к квартирмейстеру, чтобы получить новую пару. Но в современных коллекциях можно встретить очки с запасными линзами, завернутыми в мягкую бумагу.
Очки по частным заказам.
Эти очки можно отличить по специфическому тускло-серебряного или платинового оттенка алюминию оправы и белой бархатистой подкладке. На коричневой крышке овальной картонной коробки и вложенной внутрь ткани для протирания линз имелось изображение летящего орла с овальной эмблемой в когтях. Эмблема представляла фирму TOA Safety Glass.
Manufacturing Company, располагавшаяся в Камата, Токио, выпускала очки очень высокого качества. По воспоминаниям Сакаи и Комати, такие очки, приобретавшиеся за свой счет, очень ценились старшими пилотами и офицерами морской авиации.
Очки с янтарными линзами.
Очки с линзами янтарного оттенка в целом были такими же, как и стандартные, за исключением цвета стекла. В отличие от американских летных очков, которые имели сменные прозрачные, янтарные и зеленые линзы, японские очки не предусматривали замены линз. Поэтому японским пилотам приходилось при полете против солнца надевать другую пару очков с тонированными стеклами.
Очки с зелеными стеклами.
Как и очки с янтарными линзами, они отличались от стандартного образца только темно-зеленым оттенком стекол.
Меховая маска.
Очки с меховой маской предназначались для использования в холодную погоду. Эти очки имели стандартную алюминиевую оправу с бархатистой подкладкой и двойные линзы, но снабжались дополнительной кожаной полумаской, прикрывавшей переносицу. Такие очки применялись, как правило, в открытых самолетах (например, стрелками или летчиками-наблюдателями), при полетах бомбардировщиков на больших высотах и при действиях в холодном климате. Очки с меховой маской надевали вместе с зимними летными шлемами на меховой подкладке и с шелковым или шерстяным шарфом, которым летчик прикрывал нижнюю часть лица. Такие очки выпускала фирма MAN, и все они упаковывались и обозначались, как было описано выше.
Очки с электроподогревом.
ВВС всех стран — участниц Второй мировой войны столкнулись со следующей проблемой при полетах на больших высотах: как отрегулировать или скоординировать низкую температуру окружающей среды с температурой тела человека. Конденсат, обмерзание и запотевание линз летных очков представляли серьезный вопрос для всех. Фирма MAN пыталась бороться с этим, выпуская небольшими партиями очки обычной модели «кошачий глаз» с тонкой медной проволокой, проложенной между двойными линзами. При этом пришлось отказаться от тонкого слоя защитного пластика между стеклами. Концы проволоки выводились через мягкую подкладку очков к левому верхнему углу оправы, где имелся контакт для подключения электрического кабеля.
Экспериментальные незапотевающие очки.
Если в умеренном и континентальном климате серьезные проблемы создавал холод, то в тропических широтах Тихого океана такие же трудности возникали в связи с жарой и влажностью: летные очки быстро запотевали. Из-за этого японцы приступили к экспериментами с очками с регулируемой вентиляцией. За основу был принят стандартный вариант, но у выпущенных прототипов незапотевающих очков в верхней части алюминиевой оправы каждой линзы имелись регулируемые вентиляционные отверстия. Вращением полукруглой металлической ручки можно было больше или меньше открывать просвет каждого вентиляционного отверстия, добиваясь необходимого эффекта.
Механизм регуляции утяжелил оправу, в связи с этим ремешок летных очков был изменен. Металлическое кольцо стало плоским треугольным крючком из никелированного металла, который цеплялся к нисходящей части G-образной рамки, крепившейся непосредственно к оправе. Увеличение размеров сочленения потребовало расширить матерчатую подкладку очков и усилить ее пробковой подложкой в месте расположения рамки.
Bз-за хранения во влажном или чрезвычайно жарком климате японские летные очки периода Второй мировой войны отличались склонностью к запотеванию и образованию кристаллов конденсата. Это происходило из-за накопления влаги на слое пластика, проложенного между наружной и внутренней очковыми линзами. В замкнутом влажном пространстве размножались бактерии и микроскопические грибки, из-за которых прозрачность очков существенно снижалась. Этот процесс активизировался по мере того, как пластик по мере «старения» увлажнялся. Летный состав жаловался на снижение качества стекол, но на самом деле проблема была не в стекле линз, а в проложенном между ними пластике.
Этой неприятности можно было бы избежать, храня очки в сухом прохладном месте. Удаление поврежденного пластика между линзами было чрезвычайно сложной процедурой. После удаления пластиковой прокладки стекла двойных линз оказывались в оправе на некотором расстоянии друг от друга. Также после этой операции повреждалась бархатная подкладка очков, на которую приходилось накладывать дополнительные швы.
Поделиться ссылочкой: